Психотерапия и наркология: алкоголизм, неврозы, зависимости
Рейтинг@Mail.ru
поиск по сайту

Свобода лучше несвободы?

Часть 1. Человек как система

Глава 6. Как аддикт выживает: аддиктивные способы преодоления трудностей.

Уровни восприятия, уровни мышления, уровни бытия

Введение

Человек обладает одной поразительной особенностью: одновременно и переживать грандиозные чувства, думать о судьбах мира и устройстве Вселенной, и быть абсолютно приземленными: хотеть есть, пересчитывать наличность в кармане и мерзнуть, проклиная погоду. Мы можем быть одновременно высокими и низкими, охватывает мыслью планету и тарелку супа. И все это может быть одинаково важно для нас. Мы - многоуровневые существа, живущие одновременно на множестве планов бытия.

Эта наша особенность очень важна для понимания человека. Маслоу описал ее как пирамиду потребностей: от потребности в еде до потребности в самоактуализации. Когда удовлетворена более низкая потребность, возникает стремление удовлетворить более высокую.

пирамида потребностей Маслоу
Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу

Другое описание нашего многоуровневого устройства: это концепция логических уровней, принятая в НЛП. Наше мышление организуется по-разному для выполнения разных задач, для осмысления разных уровней жизни и для ориентирования в них. Поэтому говорят о "логических уровнях восприятия", или "нейрологических уровнях".

Теперь один за другим опишем логические уровни мышления.



логические уровни восприятия

Рисунок 2. Пирамида логических уровней восприятия
наверх
Уровень окружения

Самый простой из них - уровень окружения. Это фиксация того, что есть вокруг. Сидит лягушка, фиксирует, что изменений вокруг нее не происходит. Вдруг - промелькнула мошка. Изменение в окружении - срабатывает автомат - выбрасывается язык - хватается мошка.

наверх
Уровень действий

На уровне действий животное создает подвижную модель. Если вы кидаете собаке палку, он побежит не туда, где палка находится сейчас, а туда, куда он летит, собака делает упреждение. Если вы сделаете вид, что бросаете палку вперед, собака бросится вперед. Если же вы при это кинете палку назад, собака будет удивлена, почему палку не найти там, куда, по ее расчету, она должна прилететь? То есть: у собаки есть модель, причем подвижная модель, полета палки.

наверх

Уровень способностей

Следующий уровень - уровень способнотей. На этом уровне животное (и человек, в том числе) оценивает свои способности сделать что-либо. Еще один собачий пример. В своре диких собак между своими драки редки. Посмотрите: две собаки подошли друг к другу, порычали, и одна из них бросилась на спину. Она оценила свою силу, храбрость, и решила, что она еще не готова сразиться с вожаком за власть, что ее способностей для победы в драке не хватит. Вожак же явно оценил себя более сильным.

наверх
Уровень убеждений

Убеждения - это те обобщения, которые мы создали относительно явлений и процессов. Этим очень сильный уровень упорядочивания мира, животные им не располагают.

Убеждения кодируются синестезиями, и могут быть выражены словами. Любое событие (в пределах нормальной реальности) мы оцениваем через наши убеждения, и реагируем через оценку, основанную на убеждениях.

Синестезия - комплексное чувствование, система "вижу - слышу - думаю - чувствую"

Газеты конца 19 века были полны сообщений о том, что некая мещанка (крестьянка, купеческая дочь) убила себя, потому что некто ее соблазнил, она забеременела, а он ее бросил. Сейчас такое тоже иногда случается, но в общем-то никто не возмущается, если незамужняя женщина рожает ребенка, разве что кто-то совсем уж дремучий. Но! Какова была сила убеждения в "позорности" внебрачного сожительства, в недопустимости его, что женщины убивали себя из-за того, что это становилось достоянием гласности! Какова сила веры в это убеждение!

Давно ли на планете миновали времена, когда каждый правоверный христианин был убежден, что неверных и еретиков надо убивать. И каждый правоверный мусульманин тоже был убежден, что неверных надо убивать. Почему? Потому что вот и все! Да и прошли ли эти времена?

Такова сила убеждений: зачастую смертельная сила. Очевидно, что наши убеждения в значительной мере формируют наш способ жить. Если человек убежден в том, что добро - это когда хорошо ему и другим, а плохо - это когда плохо ему или другому - одна жизнь. Если убеждение человека в том, что "если я тебя съел - это хорошо, если ты меня съел - это плохо" - это другая жизнь для него и для окружающих.

Убедите ребёнка сызмальства, что очень здорово быть сильным и добрым, и что интересно работать, и что он хороший - и он проживет счастливую жизнь (если только, не дай Бог, не явится очередной вождь и не посадит полстраны в лагеря). Убедите ребенка в том, что надо хватать и рвать, и только деньги имеют значение - вырастет чудовище.

Убеждения имеют силу самореализующихся пророчеств. Классический пример: если человек ощущает себя недостойным, если он убежден, что его все пинают и будут пинать - его обязательно пнут. Механизм прост. Убежденный в своем ничтожестве человек держит себя приниженно, или наоборот, вызывающе, и его поведение выдает это убеждение. И прочитывается окружающими. Не осознается, но прочитывается. А людей, которым пнуть кого-то, не получив сдачи - милое занятие, вокруг немало. И наш герой будет получать пинки на порядки чаще, чем другой. И с каждым пинком его убеждение в том, что он "такой человек", будет крепнуть.

Если же человек убежден в своем достоинстве, в своей живучести, то и охотников оскорбить его найдется меньше, и защитить свое достоинство ему будет проще, да и многому из того, что другой воспринял бы как атаку, он не придаст значения, или расценит как проблему своего визави.

Пожалуй, самые серьезные по своим последствия убеждения о своей идентичности, о том, кто Я. Ибо эти убеждения влияют на каждый выбор, который мы делаем.

Обосновать мы можем любое убеждение, и с таким же успехом противоположное ему. Критерий "верно-неверно" в базовых наших верованиях не работает. Поди, разберись, кого на самом деле надо убивать: неверных мусульманству или неверных христианству? Но есть один очень сильный критерий для выбора убеждений: конструктивное оно или деструктивное, ограничивающее. И то и другое из приведенных - деструктивные. И для того, чтобы сформулировать конструктивное, придется перейти на более высокие логические уровни. И там найти убеждение о том, что лучше оставить друг друга в покое.

Убеждение в собственном ничтожестве - одно из самых тяжелых ограничивающих убеждений. Оно способно искалечить жизнь. Такое убеждение имеет массу оснований в истории жизни человека. Контрубеждение - в собственном достоинстве, может быть не более доказательно. Но оно дает возможность развивать свою жизнь, жить достойно.

Мы осознаем далеко не все наши убеждения. Субъективно самые глубинные из наших убеждений мы воспринимаем не как убеждения, а как свойства мира, как непреложную данность. Непреложна была для женщины, брошенной женихом, данность "вечного позора". Именно так воспринимают примитивные алкоголики убеждение, что "в России все так пьют".

Система убеждений может быть в той или иной степени внутренне противоречива. Человек с развитым мышлением, если находит противоречия, меняет убеждения, приводя их в систему. Это большая работа, она требует размышлений, поиска знаний, занимает время. Человек невысоко развитый вполне обходится и противоречивыми убеждениями.

И может быть убежденным одновременно в том, что надо творить добро, и в том, что инаковерующих надо давить.

Некоторые из наших убеждений настолько важны, что они очерчивают границы нашей личности. Другие обладают меньшей системообразующей силой.

Развитие требует пересмотра наших убеждений, иногда этот багаж следует ревизовать и обновлять, в противном случае нам придется идти по дороге, которой давно уже нет, и возмущаться: здесь должно быть очень удобно, а мне каждый метр приходится отвоевывать.

наверх
Уровень ценностей

Ценности - это основные критерии, по которым мы определяем свои выборы. Какое бы мы решение ни принимали, какой бы выбор ни делали, мы моментально и как правило неосознанно прогоняем его через пирамиду ценностей.
Нужны деньги, не грохнуть ли старуху-процентщицу? Если верховная ценность деньги, думать не о чем, надо грохнуть.
Если более важная ценность - безопасность, то не надо рисковать, могут повязать.
Если более важна ценность: верховная справедливость, то нужно взять топор и пойти убить её: несправедливо, она такая мерзкая, а у нее денег много, а мне они нужны для хорошего дела, по справедливости.
Если высшая ценность - человеческая жизнь, то мысль так найти денег не возникает.

Правда, не всегда мы четко выстраиваем ценности в пирамиду, не всегда мы их осознаем, не всегда сами четко понимаем иерархию собственных ценностей. Убьешь, бывает, старуху-то, а потом вылезает изнутри: ценность человеческой жизни выше всего прочего. А чаще и не вылезает.

Ценностями мы можем поверять наши убеждения, отвергая те, что противоречат нашим фундаментальным ценностям.

Человека не свести ни к какой его частности, но все-таки есть доля истины в высказывании: "Человек - это его система ценностей". Самая страшная угроза для нас - это угроза нашим ценностям. Самая сильная мотивация связана с ценностями, ради них люди жертвовали жизнью. Сильные позитивные ценности - это то, что наилучшим образом оберегает от химических зависимостей, это то, что вынуждает человека выбираться даже из самых жутких аддикций.

наверх
Уровень сущности

В течение дня ваше состояние меняется многократно. Утром зазвонил будильник, вы сонный, вставать не хочется. Но из кухни потянуло дивным запахом еды, вы сквозь полудрему поняли, что уже давно вставшая подруга приготовила что-то вкусное и ждет вас на завтрак в розовом халате. Настроение скакнуло вверх, и вы уже бодрый и радостный. Вы можете быть раздражены на работе, когда все вдруг пошло наперекосяк, и стать внутренне подтянутым и собранным перед важной встречей. А в ходе вечернего интима ощущать себя бешеным жеребцом. Но: в любом состоянии, в любом настроении это будете ВЫ. Есть некая инварианта, которая всегда с вами, независимо ни от чего, в горе и в радости, в быту и в драматических обстоятельствах. Всегда вы сохраняете знание, что это вы, сохраняете ощущение Я, самое фундаментальное из наших ощущений.

Если спросить человек, кто он, в ответ обычно придется услышать либо какую-то сугубо частную вещь: я водитель, или я Иванов, или я пришел сюда чаю попить. Либо какое-то слово, за которым не стоит никакого ощущения. Мы обычно отчуждены от чувствования себя: убеждениями, обстоятельствами, мы путаем Я и свои социальные роли, свои состояния.

Настоящее ощущение Я - это ощущение искры Божьей в себе (заявляю это как убежденный атеист), это чувственное понимание глубины своей личности и гармонии с миром. Такое ощущение себя дается нам

в НЛП есть техника поиска этого состояния
в молитве, в медитации, в прекрасной музыкой, в любовании красотой, в любви, когда мы вдруг как бы растворяемся в другом, в природе, в звуках, и в то же время очень чисто и четко ощущаем себя.

В НЛП этот уровень моделирования называется уровнем сущности. Наша соединенность с этим уровнем или отчужденность от него во многом определяет наш базовый способ самоощущения, отношения к себе. И оказывается, что у Настоящего чувствования себя, божей искры в себе, имени нет. Мы больше, бесконечно больше, чем любая из наших частностей, и эти частности мы просто содержим в себе. Когда мы соединены с нашей сущностью, у нас нет никакого желания подчинять себя ни одной из этих частностей. Когда мы приобщены к ощущению своей сущности, к пониманию Божей искры в себе - мы смотрим на свои убеждения как бы сверху, мы отчетливо убеждены в ценности личности, и своей, и другого, мы обретаем новые степени свободы.

наверх
Надличностные уровни

Но даже самый высокий логический уровень личности - это еще не вершина. Каждый из нас - часть чего-то большего, чего-то целого. Мы можем метафорировать это как принадлежность Богу, или миру, или человечеству - для нас важно знание того, что наша жизнь имеет смысл в более широком контексте, чем только Я. "Если я не за себя, то кто за меня? Если я только за себя, то зачем Я?"

Выделяют несколько надличностных уровней (видения, духовности), но принципиально важно вот что: надличностный, системный уровень жизнеобразующе значим для нас. Ясное знание своей Сущности легко подключает нас к надличностному уровню. И эта включенность приносит большую радость. Нет нужды опьянять себя, обманывать аддикцией, когда этот уровень осознания мира спокойно и ясно присутствует в нас.

наверх
к оглавлению
Записаться на прием
Задать вопрос
Цены
Любые медицинские процедуры возможны только после консультации специалиста
Рейтинг@Mail.ru статистика