|
поиск по сайту
Хайям и вино
В следующем тексте я НЕ утверждаю, что Омар Хайям был алкоголиком. Как говорят специалисты, «данные для диагностики не достоверны». Рубаи — не анкета, не отчет о самочувствии, рубаи — это сложное творение, в котором есть грань явная — для профанов, грань философская, тайная — для посвященных, грань эстетическая — для тех, кому это доступно, и психологическая грань, трудность жизни человека просвещенного, свободно мыслящего в мире религиозной нетерпимости, и еще бог весть какие грани. Символизм хайямовских стихов не доступен современному человеку без особой подготовки, и я не берусь рассуждать о том истинном послании, которое содержится в них, о том, что было тайной и для подавляющего большинства его современников (иначе он прожил бы очень недолго — до первого доноса).
Может быть, это была его игра: вот, читайте, я не суфи, я пьяница? Дурак не поймет, знающий не скажет? Ведь в текстах его сквозит ирония по отношению к учености и неуемный восторг в отношении вина, но на самом-то деле Хайям отдавал себя не вину, а науке?
Но как великолепно рубаи освещают суть, течение пристрастия к вину! В чем дело? Может быть в том, что Хайям был сведущ в медицине, и хорошо понимал болезненные состояния? А может быть, стремление к свету, к радости, к истинным чувствам — это исходная точка, из которой люди идут в противоположные стороны: одни — в науку, другие — в творчество, третьи — в пьянство?
У меня нет достаточных оснований ставить диагноз «алкогольная зависимость» Хайяму, поскольку его «лирический герой» - это не он сам. Но все же использую его рубаи для того, чтобы показать душевную жизнь алкоголика, психические состояния человека, решившегося на побег в зависимость. А если вы хотите разобраться в том, что скрыто за символами хайямовской поэзии - обратитесь к другим источникам, право, это интересно.
Итак, читаем.
В руках у нас то чаша, то Коран,
То праведность нам ближе, то обман.
Так и живем в подлунном нашем мире
Полугяуров, полумусульман.
Когда я чару взял рукой и выпил светлого вина,
Когда за чарою другой вновь чара выпита до дна,
Огонь горит в моей груди, и как в лучах светла волна,
Я вижу тысячу волшебств, мне вся вселенная видна.
Когда я пью вино - так не вино любя.
Не для, того, чтоб все в беспутстве слить в одно.
А чтоб хоть миг один дышать вовне себя,
Чтоб вне себя побыть - затем я пью вино.
Мир лжив и нелеп, реальность некрасива, мучительна. Выйти из себя, не чувствовать "мерзости будней", окунуться в волшебство. Вино - только средство для этого. Похоже, что в реальности Хайям прибегал не к вину, а к совсем другим средствам, и находил волшебство в мудрости, медитациях, в науке. Историкам виднее.
Беспечно не пил никогда я чистого вина,
Пока мне чаша горьких бед была не подана.
И хлеб в солонку не макал, пока не насыщался
Я сердцем собственным своим, сожженным дочерна.
Уйти от себя, от страшного мира. Не принять, не простить, не сделать лучше - а уйти. А куда?
Доколе жизнь свою ты будешь посвящать
Гордыне суетной и самообожанью?
Иль, одержим больным стремлением к познанью,
Причин небытия и бытия искать?
Пей светлое вино! Ту жизнь, что чрез мгновенье
Прервать готова смерть, идущая вослед,
Любить иль понимать не стоит. Цели нет!
И лучше жизнь влачить во сне иль в опьяненьи!
Обратите внимание: "жизнь влачить". Очень ясно: если нет цели, если любить и понимать не стоит - пей вино, что еще остается?
Надменным небесам брось вызов горстью пыли.
И в том, чтобы тебя красавицы любили,
Миг счастия лови, ищи его в вине!
О чем тебе молить и в чем просить прощенья?
Вернулся ль хоть один - один, как исключенье
Из всех, исчезнувших в неведомой стране?
Дева без вина не появляется. У многих зависимых
от алкоголя людей секс намертво связывается со
спиртным. Им кажется, что без раскрепощающего действия спиртного секс
не получится или удастся не так хорошо
Над розами еще проходят облака,
Окутывают их фатой прозрачной тени.
Все жажду сердцем я волшебных опьянений -
Не отходи ко сну; не пробил час пока!
О, пей душа моя! В вине сверкает пламя.
И залит небосвод багряными лучами.
Все жажду я волшебных опьянений... Это так свойственно людям: жаждать волшебных опьянений! Блажен, кто умеет находить опьянения в творчестве, в созерцании, в познании, в любви, в созидании... А если нет? Остается вино.
Назначьте свиданье, друзья!
Когда под землей буду я,
Сойдитесь в условленном месте.
Завету верны моему,
Возрадуйтесь сердцем тому,
Что дружно пируете вместе!
Когда виночерпий младой
К вам с чашей войдет круговой,
Рубины заблещут огнями
В живительном старом вине.
Пусть каждый, вздохнувший по мне,
Пьет в память о бедном Хайяме!
Ну да, я пью вино!..
И кто не слеп умом,
Кто истину, как я, уразумеет,
О, тот поймет, что перед божеством
Поступок мой значенья не имеет.
Аллах от века знал, он знал давным-давно
Что мне, рабу его, придется пить вино!
Его лишь оскорбить я мог бы воздержаньем -
Его предвиденье явилось бы незнаньем...
Пьянство всегда нуждалось, нуждается и будет нуждаться в оправдании. Настоящий смысл этих строк для нас, не умудренных суфийской мудростью, не известен, но явный текст ложится на душу пьющему современнику, как теплое масло.
Ныне в безумстве любви, в безумном, безмерном волненьи
Разум утратили мы - и тонем, горим в опьяненьи,
Служим святыне вина в кумирне заветной своей
Ныне, сейчас, через миг, с восторженно-сладкою дрожью
Прах бытия отряхнув - как дух, вознесемся к подножью
Трона, где вечность царит в сияньи нетленных лучей...
Пьянство - добровольное сумасшествие. Рассудок зовет к обыденности, к "правильному" исполнению функций, которые навязаны нам социумом, обстоятельствами, которые иногда становятся похожи на кандалы, и которые очень хочется сбросить с себя хоть на время. Кто-то привыкает к такой жизни как к единственно возможной и правильной, кто-то способен позволить себе одолеть рассудок разумом, кто-то заливает рассудок вином
Пусть колесо судьбы мне мира не дает -
Ну что же! Я готов сейчас идти войною!
Пусть доброй славою бессмысленный народ
Меня не наградил - позор зато со мною.
Все прочее - слова!
Вот кубок, и в вине горит рубина пламень -
Ведь у непьющего найдется голова,
А у меня найдется - камень...
Где утопить обиду на безумный мир, как не в вине?
Расцвела сегодня пышно
Роза счастья твоего!
Где же чаша? Чаши в руку
Не берешь ты - отчего?
Время - враг наш беспощадный.
Друг мой милый, пей вино.
День отрадный, как сегодня,
Снова встретить - мудрено!
Если радость - надо выпить. Если горе - надо выпить. Если скучно - надо выпить. А когда не надо выпить?
Я целый день вину хвалебный гимн пою.
Веселая лозой обвил я жизнь свою.
О, доблестный ханжа! Будь счастлив убежденьем
Что мудрости самой ты внемлешь порученьям.
Но знай, по крайности, что мудрость, ментор твой,
Ничтожный школьник предо мной!
Ханжи важного вида были востребованы во все времена, во все времена находились люди, которые излагали прописные истины своего времени, как будто сама мудрость глаголет их устами. "Учителя жизни" не сомневаются в своей правоте, шоры на их глазах суживают сектор обзора до узкой щели. Они одинаково смешны и самостоятельно мыслящему человеку, и пьянице, который именно таким способом бежал от скуки перфекционизма.
Подвижники изнемогли от дум.
А тайны те же сушат мудрый ум.
Нам, неучам, - сок винограда свежий,
А им, великим, - высохший изюм!
Кто пьет, тот настоящий. А кто не пьет - тот сухарь, тот не наш.
Вино не только друг. Вино - мудрец:
С ним разнотолкам, ересям - конец!
Вино - алхимик: превращает разом
В пыль золотую жизненный свинец.
Пьяному человеку кажется, что в голову ему приходят умные, светлые
мысли. Но если эти мысли записать, они оказывают полной дребеденью.
Как перед светлым, царственным вождем,
Как перед алым, огненным мечом -
Теней и страхов черная зараза -
Орда врагов, бежит перед вином!
Такой вот способ лечения от страхов. Если человек прибегает к алкоголю как к способу лечения страхов, алкоголизм развивается очень быстро.
В словах Корана многое умно,
Но учит той же мудрости вино.
На каждом кубке - жизненная пропись:
Прильни устами - и увидишь дно!
Все царства мира - за стакан вина!
Всю мудрость книг - за остроту вина!
Все почести - за блеск и бархат винный!
Всю музыку - за бульканье вина!
Как говорят сейчас, "трубы горят". По-научному, "похмельный синдром". В системе ценностей зависимого алкоголь выдвигается не первое место, и поведение зависимого диктуется этой псевдоценностью.
< Для раненой любви вина готовь!
Мускатного и алого, как кровь.
Залей пожар, бессонный, затаенный,
И в струнный шелк запутай душу вновь.
< Не пей, Хайям! Ну, как им объяснить,
Что в темноте я не согласен жить!
А блеск вина и взор лукавый милой -
Вот два блестящих повода, чтоб пить!
Мне говорят: Хайям, не пей вина!
А как же быть? Лишь пьяному слышна
Речь гиацинта нежная тюльпану,
Которой мне не говорит она!
Трезвого сковывает страх, обида, горечь. Пьяный, он
раскрепощается, он творит. В конце концов, зависимый не способен к творчеству в трезвом состоянии, и в пьяном тоже. Интересно, что, если учитывать символику Хайяма, то значение этих строф умножается на минус единицу.
Я снова молод. Алое вино,
Дай радости душе! А заодно
Дай горечи и терпкой, и душистой...
Жизнь - горькое и пьяное вино!
Жизнь дает множество возможностей опьянеть без вина: любовь,
творчество, природа. Голова может кружиться от близости любимой
женщины, блаженство охватить от лесного озера. Но зависимый теряет эту способность. Поначалу без вина, а потом и с вином.
Сковал нам руки темный обруч дней -
Дней без вина, без помыслов о ней...
Скупое время и за них взимает
Всю цену полных, настоящих дней!
У каждого бывают упадка, неудач, одиночества. Но у Хайяма "без
помыслов о ней" равно "без вина". Вино заняло одно из центральных мест
в системе ценностей. По частоте упоминаний можно подумать, что
центральное.
Пустое счастье - выскочка, не друг!
Вот с молодым вином - я старый друг!
Люблю погладить благородный кубок:
В нем кровь кипит. В нем чувствуется друг.
Один участник лечебной группы алкоголиков как-то сравнил алкоголь с
"другом", который втерся в доверие, а потом постепенно отбирает все:
благосостояние, семью, разум, саму жизнь. Такой вот "друг"
Жил пьяница. Вина кувшинов семь
В него влезало. Так казалось всем.
И сам он был - пустой кувшин из глины...
На днях разбился... Вдребезги! Совсем!
Без комментариев!
Я стар. Любовь моя к тебе - дурман.
С утра вином из фиников я пьян.
Где роза дней? Ощипана жестоко.
Унижен я любовью, жизнью пьян!
Депрессия, одиночество, утрата настоящего чувства - расплата за пьянство.
Что жизни караван! Он прочь уходит.
Нам счастья удержать невмочь - уходит.
О нас ты не печалься, виночерпий,
Скорей наполни чашу - ночь уходит.
Психологически это так понятно! Все уходит, выпьем же...
Рай здесь нашел, за чашею вина, я
Средь роз, близ милой от любви сгорая.
Что слушать толки нам про ад и рай!
Кто видел ад? Вернулся кто из рая?
Алкоголь дает возможность быть "здесь и сейчас". Счастлив тот, кто умеет в трезвом уме полностью погрузиться в текущий момент, насладиться им абсолютно, забыть про условности, "просто быть". А если не умеешь - приходится пить.
Как знать, подруга, что нас завтра ждет?
В ночь лунную забудем день забот!
Испей вина со мной. Луна вот так же
Взойдет, а нас с тобою не найдет.
Без доброго вина я жить не в силах,
Груз тела без вина влачить не в силах.
О дивный миг, когда протянут чашу:
Еще одну - а я схватить не в силах.
Классический, мучительный симптом тяжелого алкоголизма: нет покоя, нет удовольствия в состоянии трезвости.
Вина не пьющий, воздержись хотя б
Кичиться силой перед тем, кто слаб.
Не лицемерь, ты в сотне дел повинен,
Пред коими вино - лишь малый раб.
В стихах столь великого поэта, как
Хайям, нет случайных слов. И в этой рубаи он связывает винопитие и
слабость. В мире Хайяма хозяевами себя чувствуют обожравшиеся. Они
создают мир чудовищный, преступный, бесчеловечный. Что-то слышится
родное?
Не избежать конца пути земного,
Вели же принести вина хмельного!
Простак, ведь ты не золото, - тебя,
Раз закопав, не откопают снова.
Хоть всюду обесславлен им, с вином
До смерти не расстанусь нипочем!
Дивлюсь виноторговцам: распродавши
Вино, что купят лучшее потом?
Пейте смело, друзья!
В час веселых утех
Усладят нас свирель, гимны зелью и смех,
Что ж до Судного дня, - он, похоже, не завтра.
Может быть, позабудут наш маленький грех?. .
Выпить вина - не велик грех. Потерять из-за водки разум и душу -
другое дело.
Глоток рубина, и я вновь воспряну, виночерпий.
Уйми огонь и дай припасть к фонтану, виночерпий.. .
Пока мой разум, давний враг, души сжимает ворот,
Я чаше верной изменять не стану, виночерпий!
Ум с сердцем не в ладу, внутренний конфликт. Невроз. Огонь сжигает
изнутри. Что делать? Можно разобраться с собой, можно найти примирение
между душой и разумом, можно понять смысл происходящего. А можно - напиться. Но есть подозрение, что не только неврозом вызван этот огонь, но и абстинентным синдромом. Невроз не так легко залечивается вином, как похмелье.
Хочу пурпурного вина, как яда, виночерпий!
Печальна жизнь.
В каких краях отрада, виночерпий?
Забыть во хмелю себя и мир, испить забвенья чашу,
А больше, верь, мне ничего не надо, виночерпий...
Красноречиво. Выпить яда и забыться. Маленькая смерть. Это не игривая апологетика вина - это трагедия.
Коль дана тебе сила день чашей встречать,
Ни минуты не должен твой кравчий скучать!
Знай, на каждом из нас лишь несчастья печать,
Дело рока - губить, а вина - выручать.
(С маленькой поправкой: "выручать" должно быть закавычено)
Веселись, чтоб потом о судьбе не грустить,
Рок легко оборвет твою тонкую нить...
Пей вино и забудь о превратностях мира, -
Пусть тревожится тот, кому вечно в нем жить!
Мы в месяц строгого поста вино хмельное пьем.
Пусть от грехов горчит оно - мы и такое пьем!
Аллах, прости кощунство нам - не делай горьким лал.
Кто, как не ты, вина творец? А мы запоем пьем!
Похмелье и запой. Это не и протест против святош, и болезнь. Как
говорят сегодня, "да пошли вы все!"
Родник живительный сокрыт в бутоне губ твоих,
Чужая чаша пусть вовек не тронет губ твоих...
Кувшин, что след от них хранит, я осушу до дна.
Вино все может заменить...
Все, кроме губ твоих!
Как показывает практика, в последней стадии алкоголизма, в стадии слабоумия - и "губы твои" заменяет спиртное.
Свежесть утра дана, чтобы жизнь пробудить!
Значит, надо с вином и с возлюбленной быть,
Чтоб любимая нежным кокетством пленила,
А вино злой тоски разорвало бы нить.
Неужели разорвать "злой тоски нить" можно только вином. Увы, любви для этого
мало.
Ты вино со своею возлюбленной пей;
Или опий прими - змея скорби убей.
Пью я жадно вино и живу в наслажденье, -
Ты не пьешь? Ну, так рот хоть землею набей!
От жестокости неба, от козней земли,
Где обитель свою негодяи нашли,
Лик мой полон слезами, как винная чаша,
В крови сердца печали приют обрели...
Встань, веселым сердцам справедливость дадим,
К винопитию утра мы их приобщим! -
Разорвем свое платье, как делают розы,
Жизнь, как их лепестки, воле ветра вручим.
Мир устроен так, чтобы служить негодяям, мир полон страданий и нелепостей. Это наш, современный мотив: спастись от безумия мира в безумии пьянства.
Полоумный от чаши - названье мое,
Поклоненье вину есть призванье мое.
Я - душа всех собратьев питейного дома,
Образ мира, как есть, - содержанье мое!
Вся жизнь сосредотачивается в вине; образ мира профильтрован через вино.
Дом питейный как грех запретил шариат
Но греховен не дом - человек виноват.
Глаз дурной порождает дурные деянья.
Как любят говорить: "до чего довела водка"! Не водка виновата, человек. Те, кто удерживает мир в состоянии безумия ради корысти, те, кто идут на поводу у них, не желая думать самостоятельно, те, кто выбрал дурной путь противостояния эту безумию
Повторю: если бы не знать, что слова Хайяма содержат неявный, секретный смысл, то его следовало бы принять за зависимого. Я не ставлю диагноз на столь шатком основании. Да диагноз, в общем, не имеет значения. Так же точно, как не важно, страдал ли он сахарным диабетом или близорукостью. Но общедоступный, профанский смысл его слов - это то, что мог бы сказать любой "принципиальный" алкоголик, да и многие из алкоголиков попроще. Так что попробуйте с помощью этих стихов посмотреть на пьянство "изнутри".
Много ссылок на материалы по жизни и творчеству Омара Хайяма можно найти по адресу: http://lib.rus.ec/a/20203
|
|