Психотерапия и наркология: алкоголизм, неврозы, зависимости
Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru
поиск по сайту

Свобода лучше несвободы?

Часть 1. Человек как система

Глава 1. О системном мышлении

Любая зависимость отражает систему жизни человека в целом и искажает всю систему жизни. И осмысливать зависимость необходимо системно. В системном понимании есть две стороны. Одна сторона — свойства системы (жизнь и отношения зависимого — это тоже система). Другая сторона — системность нашего мышления. Для начала — о системности мышления.

Мир, в котором мы живем, состоит не из отдельных фрагментов. Он целостен и непрерывен. Мы живем в мире систем, в которых все связано со всем, и которые связаны друг с другом. Связи эти неочевидны, нелинейны могут казаться парадоксальными. Задача нашего мышления — создать такую модель мира, которая позволит ориентироваться в нем. Мир системен — и наше мышление должно быть системным, чтобы адекватно его отражать. (К большому сожалению системное мышление — товар дефицитный. Иначе было бы ни неврозов, ни аддикций.)

.

Каковы же свойства системного мышления?

Цельность, объемность. Хороша та модель, которая соответствует миру. То есть такой стиль мышления, который создает цельную, системную картину, наполненную множественными связями.

Терпимость. Мир настолько сложен, что человеческое мышление не способно его отразить полностью. Наши модели неизбежно содержат упрощения и искажения. И мышление должно учитывать возможность и необходимость таких искажений. Важно понимать, что наша модель — это только наша модель, и она обязательно чего-то не учитывает. И что возможна другая модель, которая в чем-то хуже, а в чем-то лучше нашей.

Критичность и обратная связь. Не менее важно видеть "дыры", неувязки в своей модели мира, и стремиться разрешить эти противоречия. Надо заметить, что реакции сложных систем в целом на сегодняшний день мало прогнозируются. Невозможно учесть не только все факторы, но даже самые важные из них. Поэтому необходимо свои убеждения, действия постоянно проверять.

Гибкость. В процессе жизни мы постоянно получаем новые сведения, разнообразные впечатления. Меняется мир вокруг нас. Наша модель мира устаревает, она нуждается в уточнениях, а то и в кардинальных изменениях. То есть, наше мышление должно быть открыто миру, мы должны быть готовы изменять свои убеждения, принципы, правила (в пределах, приемлемых для нас).

Уровни детализации. Системность мира многоуровневая, поэтому мышление должно уметь охватывать системы различных уровней, перемещаться с одного уровня на другой, фокусироваться на деталях различной степени подробности. Уметь видеть лес, деревья или отдельные листья.

Самостоятельность С одной стороны, мы видим, слышим, чувствуем мир, в котором мы живем, обобщаем, выводим закономерности. С другой стороны, нам постоянно говорят со стороны, "что есть что" и "что о чем мы должны думать". Коль скоро мир каждый из нас наблюдает со своей личной точки зрения, каждый создает свою модель этого мира. Да, мы можем, и должны учитывать всю сумму представлений, накопленных до нас, воспринимать мнения других людей. Но в то же время свою модель мира каждый человек должен создавать самостоятельно. И тогда мы оказываемся способны "бестрепетно выражать мысли, которые не разделяют другие".

То есть, мы способны видеть цельную, объемную картину, чувствовать ее, формулировать словами, определять нестыковки и противоречия нашей модели мира, охватывать осмыслением различные уровни мира, самостоятельно создавать свои убеждения, постоянно проверять их и менять, если мы обнаружили противоречия и недостатки в своих пониманиях. Такой стиль мышления мы и называем "системным".

Если человек обладает системным мышлением, то его действия оказываются гибкими и экологичными. Он создает вокруг себя уютный для него и для других мир, поскольку способен осмыслить системно себя в мире и мир для себя. Разные люди обладают системным мышлением в о-о-очень разной мере. Максимально системно, наверное, мышление гения.

Воспитывается системное мышление с большим трудом. Это высокий уровень развития, а развитие требует постоянных усилий. Усилий по присвоению знаний, по осмыслению присвоенных знаний, по наблюдению за миром и освоению его. Системное мышление не падает с неба, оно вырабатывается многолетними мозговыми усилиями. Притом, лучше с детства. Но каждому очень важно знать о нем, стремиться к нему и воспитывать у себя системное мышление.

Думаю, что один из совершенных вариантов системности мышления — восточная концепция "не деяния". Чувствовать мир целостно, "быть в потоке". Действовать без насилия над миром, как бы "не действуя".

Альтернатива системному мышлению — мышление фрагментарное. Картина мира при этом составляется из отдельных кусков, она не проверяется на цельность и внутреннюю связность. Соответственно, критерии выбора решений создаются случайным образом. Человек в своих решениях не склонен учитывать состояние систем в целом, не охватывает крупные системы. Действия человека приобретают неэкологичный характер, ибо экологичность — это бережный для системы в целом способ действий. Действия человек, мыслящего кусками, направлены на то, чтобы получить профит здесь, сейчас, сию минуту, а какова цена за это — теряется из виду. И тогда можно употребить наркотик — "потом мне будет плохо, но это ведь потом", рвать глотку ближнему своему, не задумываясь ни о том, каково это будет для своей жизни в целом, для жизненной атмосферы, для социальной обстановки.

В полном развитии системное мышление моментально обрабатывает огромные массивы информации, и выдает на-гора сложную картину, в которой видно множество элементов и связей между ними. Людей, обладающих таким мышлением, на планете немного. Они не "думают" в привычном нам смысле слова, не гоняют в голове внутренние голоса, их мозг выдает им эффективные решения.

Люди, системность мышления которых особенно высоко развита, имеют очень сильную интуицию. Они способны узнавать свойства целостной системы по ее фрагментам. Таким был, например, Милтон Эриксон.

Несистемное мышление может быть смертельно вредоносным. Вот небольшой пример.

Некая мама прочитала книжку о вредности мяса и полезности вегетарианской диеты. Прониклась "аргументами" насчет "поедания трупов" и "гниения в желудке". И не только сама села на питание из одних овощей, но и трехлетнего ребенка лишила мяса и почти лишила молочных продуктов.

Если бы мышление мамы было системным, то у нее в мозгу возникли бы вопросы. Среди них обязательные:

  • а какую роль в питании играет животная пища?
  • почему люди вообще едят мясо и рыбу?
  • что за токсины образуются от мяса? куда они деваются? почему, несмотря на токсины, мясо все-таки ели и едят?
  • как не умирают кошки, которые почти ничего, кроме мясной пищи не едят? нет ли у животных хищных и всеядных (в том числе у человека) какого-то механизма, который инактивирует эти токсины?
  • какие могут быть последствия, если отказаться от мяса?
  • может быть, существуют какие-то оптимальные соотношения между разными видами пищи?
  • а не требует ли организм в разном возрасте разного питания?
  • и множество других.

И тогда можно было бы накопать материала, выстроить в голове системное представление о питании. Пусть не подробное, но - обязательно системное.

И тогда оказалось бы, что много ума не надо, чтобы понять: жди у ребенка железодефицитную анемию, болезненность, авитаминоз по жирорастворимым витаминам. И не пришлось бы потом девочку пичкать препаратами железа и всячески ее лечить.

А аргументы типа "А вот Татьяна Васильевна питается по Малахову, и прекрасно выглядит" показались бы нелепыми, поскольку они отрывочны и частичны. Легко предположить, что люди разные, и кому-то такая диета может и подходить. Но: кому? в каком возрасте? в течение какого времени? почему именно этим людям полезно именно такое питание?

Люди, системность мышления которых особенно высоко развита, имеют очень сильную интуицию. Они способны узнавать свойства целостной системы по ее фрагментам. Таким был, например, Милтон Эриксон.

к оглавлению книги
Записаться на прием
Задать вопрос
Цены
Любые медицинские процедуры возможны только после консультации специалиста
Рейтинг@Mail.ru статистика
Рейтинг@Mail.ru статистика -->