|
Мужчина, женщина, любовь Расшифровка фрагмента лекции В. В. Лоскутова (курс общей и экспериментальной психологии): лирическоое отступление
Женщина вызывает тревогу у мужчины не только потому, что она оценивает его мужское достоинство, но и потому, что в его глазах она подобна священному огню, который он должен разжечь. В священном писании было сказано: вначале было слово. Здесь сходятся все нити, все эмоции. Через любовь человек соприкасается с будущим, с вечностью, со всем пролым человечества и со всей его грядущей судьбой. В соприкосновении полов, в их влечении друг к другу, лежит великая тайна жизни, тайна творчевства, отношение скрытой стороный к явной. Две силы заключены в любви: сила жизни и сила творчества. Когда эти две силы сливаются в любви, человек обретает свою духовность. Любовь — это индивидуализированное чувство. Она направлена на одного мужчину или на одну женщину. Другая или другой не могут заменить любимого. Любовь — это способ познания. Она сближает людей, она открывает перед одним человеком душу другого, она дает возможность заглянуть в душу природы и почувствовать запредельное. Счастье в любви, оно просто: соединение любящих людей, полное внутренне согласование психических состояний и свободных действий, в их активной степени. Гармония на самом высоком напряжении индивидуальных природных и духовных сил. Любовь — это возрастание и совершенствование личности, признак ее истинного самопознания и самосознания. Пускай о самосознании говорят все, что угодно, но, если там нет любви, там нет никакого самосознания. Когда из поколения в поколение люди ищут добра, красоты, чувтсва взаминости и правды, то есть любят, они как бы исподволь сталкпиваются и становятся зодчими такого типа человека, который ищет любви, и одарен на любовь. Тип это восходящий, во весь рост идущий к справедливости. Когда люди сходятся как попало, когда они из поколения живут без любви, без красоты, без добра, без взаимности, то естm только из рассчета, корыстной самости, ложного самоутверждения, посторонних любви, то вместо любви, они получают тип человека, видящего в любви только факт, сношение, половое чувтсво, нечто безличное, бездуховную похоть. Тип это теряющий, он мельчает, хочет того или нет, физически у духовно вырождается, он утрачивает внутренне содержание своего индивидуального облика и вместе с тем свою родовую сущность, вместе с тем и самый дух человечества. Он живой труп. Он явление распада добра, красоты и справедливости. Сила любви, вложенная в человека, есть энергия, идущая на созидание будущего. Каким путем? Путем рождения. Рождение — корень любви. Цель любви заключается вся в завете простом: роди сына. Сила, влекущая два пола друг к другу, вложена в проддолжение рода человеческого. Но этой силы гораздо больше, чем нужно, бесконечно больше. Если энергия есть, она должа во чтох-нибудь перейти. Она не может тратиться напрасно. Возьмем обыкновенную свечу. Она должна давать свет. Но, для того, чтобы давать свет, он одолжа гореть. Горение — небходимое условие свечения. Нельзя горение отринуть. Но в сущности, свеча дает гораздо больше тепла, чем света. Людям кажется, и только, тепло теряется, что оно от свечи тратится впустую, но на самом деле, благодаря именно развитию тепла, творится свет и возможно горение. Горение содержит необходимость траты большей части энерегии. То же самое в любви. Только ничтожная часть энергии любви идет в потомство. Люди склонны думать , что большая часть энергии тратятся в настоящем матерью и отцом на их личное наслаждение. Заблудшие! Без этой траты энергии не могло бы быть главного. Тольк благодаря этим, будто бы побочным тратам энергии, тратам любви, благодаря всему этому вихрю эмоций, вихрю чувтсв, вихрю волнений, вихрю желаний, благодаря красоте, которую этот вихрь создает, любовь может выполнить свою основную функцию: любовь — это творческая сила. Все творчество человечеств вытекает из любви. Вякое творчество непременно является делом двух полов. Не важно, кто из двух являет творцом, это совместное творчество. Только оба пола, женищна и мужчина, и именно оба вместе, ведут к тому, что называется вдохновением. Одна сторона этого факти известно. При первом пробуждении любви одно и то же желание находит пары. Желание находит пары, не Бог. Конечно, браки совершаются на небесах, но пары-то ищет желание, и создает те условия, которые нужны для рожения нового поколения, и пробуждает личное творчество для первой цели. Ведь женщина одна не может иметь детей, нужна творческая сила мужчины. Это мы знаем. А вот другую сторону дела мы не знаем. А именно: вся творческая сила мужчины идет от женщины. С внешней, физической стороны, с целью рождения детей, мужчина прививает женщине зачаток новой жизни. Но с внутренней, духовной стороны женщина прививает мужчины зачаток новой творческой силы. Надеюсь, никто не лишит женщину права иметь детей. Запомните: женщина, когда любит, она никогда и никого не боится. Но зачем же отнимать у женщины ее роль в творчестве мужчины? Если смотреть правде в глаза и положить руку на сердце, то никак нельзя не признать, что мужчина работает для женщины, ради женщины и под влиянием женщины. Он через любовь свою служит женщине. «Тут жизнь заговорила вновь». И женщина проявляет себя в его творчестве. Все интуитивное и открытое людям творчество человечества является плодом энергии, возникающей из эмоций любви. Сила творчества мужчины идет от духовного импульса женщины. Энергия творчества женщины идет от творческого потенциала мужчины. Без этого обмена эмоциями и страстями творчеатво просто невозможно и немыслимо, творец мертв. Творчество есть слияние двух начал, и оно есть духовное всеединство женщины и мужчины, и в этом всеединстве женщина начало ведущее. Без обмена эмоциями любви возможно только воспиитание чужих детей. Творчество паолеолитического мужчины, далающего простой топор, было истинным творчеством, а не подделкой или эрзацем. Он был великий зодчий, и за этим незримо стояла женщина, которая называлась «фемина», судьба. Но ведь это, и здесь нет никакой тайны, применимо ко всей культуре, от киевской и новгородской... до России обновляющейся, так будем надеется. Культуре, созданной мужчиной, а следовательно, и женщиной. Эта женщина имеет имя собсвтенное: Животворящая. В творчестве каждой эпохи есть вляине женщины данной эпохи.В имекни собственном женщины есть мест прощению и смирению. Для матери все дети в любви зачаты, и все они не могут быть обделены светлым чувтсвом любви. История культуры — этол история любви. В ветхозаветных имен звучит голос: «Больше всего хранимого храни сердце свое, потому что из него источник жизни». Женщина — соль и основная ось земли. Она чистый родник и нетленный источник жизни, из которого свет во тьме светит. Этот свет утверждает достоинство человека, он открывает перед личностью горизонты бессмертия. История любви имеет смысл, и в ней не погаснут никогда живые огни добра, красоты, правды. Добро, красота, правда — это огни любви, свеча любви. Эти огни всегда были, они есть, они будут, а значит, у нас с вами есть еще надежда, есть вера, есть любовь. |
|