|
поиск по сайту
Свобода лучше несвободы?Часть 1. Человек как системаМодель мира: свобода выбора vs зависимостьКак мы делаем свою реальност. ТОТЕ — схема стратегийьРассмотрим очень важную для НЛП модель, которая помогает удобно формализовать стратегии действий и выборов и наглядно их описывать. Она нам пригодится, когда мы будем рассуждать о том, как устроена зависимость. Это модель "тест — операция — тест — выход", сокращенно ТОТЕ. (В главе, посвященной механизмам аддикции, мы рассмотрим, как именно нарушается работа этой последовательности у зависимых). Модель ТОТЕ одна из важнейших в НЛП. Посредством органов чувств мы непрерывно получаем информацию об окружающем мире и самих себе. Эта информация кодируется и обрабатывается мозгом. В нашей нервной системе закодирован также образец состояния, к которому стремится организм, и текущая информация сравнивается с этим образцом. Если мы получаем рассогласование, то мы начинаем действовать таким образом, чтобы это рассогласование устранить. Для того, чтобы привести ситуацию в соответствие желаемой, мы что-то делаем (совершаем операцию), и снова сравниваем ситуацию с эталоном. Если ситуация теперь соответствует эталону, мы прекращаем действия (выход), если нет — продолжаем (повторные ТОТЕ). Если рассогласование усилилось — мы меняем способ действий. Если уменьшилось, продолжаем делать то же самое или усиливаем свои действия. Классический пример ТОТЕ. Нам надо налить в сосуд воду до определенной отметки. Для этого мы следим за уровнем воды. Мозг сверяет уровень воды с образцовым (то есть с меткой), и дает мышцам команду продолжать действия, пока уровень воды не соответствует метке. В какой-то момент мозг получает информацию о том, что рассогласование между уровнем воды и меткой устранено. В этот момент мозг командует прекратить действия — наполнение сосуда водой. Разумеется, эта модель чрезмерно упрощена. Давайте несколько усложним ее усложним.ТестТест мы проводим, сравнивая текущее состояние с неким эталоном. В то же время эталонные образцы имеют весьма и весьма различную природу. Мы проверяем: восполнены ли физиологические потребности, обеспечена ли наша безопасность, удовлетворяют ли нас наши отношения, достаточны ли признание, социальный статус, актуализированы ли мы, состоятельны ли мы в духовных устремлениях Разным логически уровням соответствуют разные образы достигаемого и разные критерии достижения. На уровне сущности это может быть «идентичность», а на уровне окружения «значимые люди», или «уют в комнате». В отличие от животных, мы способны размещать эталон не только в настоящем, но и в будущем. Это очень сильное достижение человека, оно позволяет ставить цели и достигать их. Но мы можем как эталон использовать и прошлое, стремиться к тому, чтобы было «как раньше». Цель — это образец, которого сейчас нет, мы создали его в своем воображении, и предпринимаем действия, чтобы к нему приблизиться. Если наши цели не экологичны, неконгруэнтны — мы целеустремленно идем туда, где нам будет плохо. Наши цели суть порождение наших ментальных моделей, и в первую очередь наших ценностей. Цели мы осознаем значительно лучше, чем ценности. Эталоны, которые относятся к социальным аспектам жизни — это воспитанные эталоны. Они имеют совершенно различную степень конструктивности — деструктивности, рациональности — иррациональности. Иррациональные образцы, которых мы «обязаны» достигать, ведут нас к проблемам и ограничениям. Какого только бреда не вбивает общество в головы своим членам! Такие эталоны, как например «чистота расы», «престиж», «мачо», «безупречность». Индивид сравнивает свои позиции с такими эталонами, обнаруживает несоответствие, судорожно тянется, чтобы соответствовать, а когда достигает, то обнаруживает жестокое рассогласование с такими эталонами, как «дружба», «любовь», «покой». ОперацияВ примитивных случаях мы можем выбирать операцию рефлекторно. Например, чтобы отдернуть руку от горячего, нам вовсе не надо думать, обращаться к ценностям, справляться с совестью. Если бы мы каждый раз так серьезно подходили к выбору поведения, мы были бы все в шрамах от ожогов. Но в сложных ситуация, на высоких логических уровнях, все не так просто. Принимая решение, делать что-то или ничего не делать, как именно действовать, мы оцениваем инструментарий, которым мы располагаем. Чем выше наше образование, профессиональная подготовка, социальный интеллект, тем больше выбор возможных операций. Мы оцениваем то, что допустимо и что недопустимо, то есть пропускаем выбор действий через фильтр нашей этики. Этика — это структура личностная, одна из системообразующих в модели мира. Я хочу занять пост директора, могу ли я ради этого донести на руководителя в налоговые органы? Сделать ему подставу? То, что нам доступно, то, что мы считаем для себя недопустимым или допустимым, заложено в нашей модели мира как наши моральные основы. Получив сигнал рассогласования реального и желаемого, мы делаем что-то, чтобы это рассогласование устранить. Один путь — действия в пространстве реальности, изменяющие ситуацию. Но есть и другой род операций: деформировать информацию так, чтобы она уложилась в наше представление о желаемом, то есть включить процесс психологических защит. Вроде бы что-то не так, но я об этом не знаю, и делать для изменения ситуации ничего на надо. В этом направлении ведет и такой способ, как прибегнуть к предмету аддикции, например к выпивке. Повторный тест модели ТОТЕ — обратная связьВажно выбирать разумные критерии достижения. В более простых случаях критерии очевидны: стало тепло, утолена жажда. Но в социальных взаимодействиях, в долговременных целях, в многомерных взаимодействиях примитивной очевидности нет. Когда критерий выбран неправильно - цель недостижима. Для отслеживания обратной связи важно использовать наиболее подходящую репрезентативную систему . В примере с водой оптимальна визуальная система. Если наша цель «покой» — то наилучший ориентир даст кинестетическая система. Если, например, «тишина» — то аллодиальная. Причем: кинестетическую систему мы используем в каждом случае ТОТЕ, поскольку именно эмоция, чувство является триггером, побуждающим к действию или останавливающим: если мы получил информацию, и от этой информации испытали покой, то мы можем остановиться, если мозг обнаружил рассогласование с эталоном, он создает эмоцию, подстегивающую к действию. Обратной связью мы выверяем не только способ действий, но и саму цель. Мы можем получить информацию, которая свидетельствует о том, что цель слишком трудно достижима, или по мере приближения к цели мы можем узнать, что он не экологична для нас — и тогда мы можем снижать требования или отказываться от цели. Мало того: получая обратную связь, мы способны учиться, то есть изменять свою модель мира. Соответственно, мы можем менять цели, уточнять их, расширять или сужать способы их достижения, видеть «цель за целью». Масштаб ТОТЕПетли ТОТЕ имеют разный масштаб. Это могут примитивные маленькие ТОТЕшки, как налить чаю в стакан. Это могут быть очень масштабные, протяженные во времени ТОТЕ, как «стать профессионалом» или «найти свое счастье». Большие ТОТЕ дробятся на мелкие, мелкие на элементарные (стать профессионалом: получить высшее образование, найти работу и так далее, для того , чтобы окончить институт, нужно завершить 1 курс, для этого нужно сдать зачет, для этого нужно подготовиться к нему, для этого нужно выучить предмет, и так далее, и на каждом этапе проходится своя последовательность ТОТЕ). Крупные ТОТЕ организуют в иерархическую структуру более мелкие ТОТЕ. На рисунке схема ТОТЕ, усовершенствованная Джозефом О`Коннором. Логично было бы добавить к этой схеме репрезентативные системы, оптимальные для отслеживания обратной связи. Модель ТОТЕ можно счесть весьма неполной. Есть некоторые важные обстоятельства, которые она не рассматривает. Кроме отрицательных обратных связей, которые учитывает модель ТОТЕ, , есть еще положительные, которых она не учитывает, и которые притом столь же важны для обеспечения существования системы Обратная связь включает в себя получение информации органами чувств и оценку ее мозгом. В каждом звене она может быть искажена фильтрами восприятия и психологическими защитами, предубеждениями. Разумеется, петля ТОТЕ в этом случае становится неэффективной. В сложные ТОТЕ мы вносим свою личность на каждом этапе: формирование эталона сравнения (наше представление о должном), на этапе выбора операции (доступное и допустимое), на этапе повторно теста (амбиции, перфекционизм ), на этапе выхода из ТОТЕ. Если учитывать приведенные суждения, то модель ТОТЕ становится очень сложной и еще более богатой, несмотря на свои ограничения. к оглавлению
Записаться на прием
Задать вопрос Цены Любые медицинские процедуры возможны только после консультации специалиста
|
|
--> |